Наш адрес: г. Москва, м.Октябрьская (кольцевая)
Ленинский проспект дом 6 строение 7 офис 11
Ежедневно с 9:00 до 20:00
+7 (977) 881-47-71
+7 (925) 88-77-140
 
18.01.2016

Николай КУТЬИН: экологические проблемы и безопасность топливно-энергетического комплекса России.

Николай КУТЬИН: экологические проблемы и безопасность топливно-энергетического комплекса России. Н.Г. КУТЬИН, канд. юр. наук, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Одно из важнейших условий развития страны и повышения качества жизни населения — функционирование и развитие финансово устойчивого, экономически эффективного, соответствующего экологическим требованиям, оснащенного передовыми технологиями ТЭК.

Вместе с тем в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на его работу и прогресс, в том числе:

высокий (более 50 %) износ основных фондов. Практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективность производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций; большая техногенная нагрузка на окружающую среду. Из-за упомянутого высокого износа основных фондов, применения устаревших ресурсо- и энергоемких технологий, недостаточного использования и внедрения хозяйствующими субъектами природоохранного оборудования и технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду, несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается значительным.

Основные проблемы в сфере промышленной безопасности ТЭК

Предприятия ТЭК — это сложнейшая сеть сооружений, в процессе деятельности которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются многочисленные опасные вещества. Большая часть предприятий ТЭК относится к категории опасных производственных объектов, аварии на которых приводят не только к человеческим жертвам, но и к серьезному загрязнению окружающей среды.

Ростехнадзор осуществляет надзор за эксплуатацией 65 тыс. опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, включая 421 тепловую электростанцию, свыше 60 тыс. газовых отопительных и производственных котельных, более 21 тыс. объектов сжиженного углеводородного газа.

Анализируя аварийность на объектах газораспределения, Ростехнадзор фиксирует недостаточную организацию эксплуатации газораспределительных сетей. Большую проблему представляют «бесхозяйные» газопроводы. Территориальные органы Ростехнадзора проводят работу по решению этого вопроса на региональном уровне, но не во всех регионах эта проблема решается успешно. В настоящее время 21 тыс. км газопроводов отслужила нормативный срок службы, из них прошли диагностирование с продлением срока службы 16 тыс. км. Около 3 тыс. газифицированных котельных, из 60 тыс. эксплуатируемых в России, не оснащены в полном объеме системами защиты.

За 8 месяцев 2008 г . на объектах газораспределения и газопотребления произошли 18 аварий, 4 несчастных случая со смертельным исходом и 1 групповой несчастный случай. Причины аварий на объектах газораспределения в основном относятся к организационным. Наибольшее число аварий происходит при проведении земляных работ сторонними организациями в охранных зонах газопроводов. Таким образом, в 2008 г . газопроводы повреждались 10 раз.

Еще одна причина аварий — отсутствие контроля за техническим состоянием газовых сетей и техническим обслуживанием. Так, анализ аварий, связанных с коррозионными повреждениями, указывает на неудовлетворительную организацию эксплуатации объектов.

Основными факторами, негативно влияющими на состояние промышленной безопасности, остаются: физический износ сооружений и оборудования, несовершенство систем защиты, эксплуатация газо-использующих установок в ручном режиме, несоблюдение требований нормативно-технических документов при проведении работ, низкая исполнительская дисциплина. Степень износа оборудования, например, на отдельных российских гидроэлектростанциях доходит до 70 %, что недопустимо с точки зрения безопасности эксплуатации и требует масштабных инвестиций для технического перевооружения и ремонта.

Экологические проблемы ТЭК и пути их решения

ТЭК — один из основных источников загрязнения окружающей природной среды России. По официальным статистическим данным, основная масса техногенных выбросов в атмосферный воздух Российской Федерации формируется нефтедобычей, электроэнергетикой, угольной, газовой и нефтеперерабатывающей отраслями промышленности. Из 10,3 млн. т загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу из стационарных источников за I полугодие 2008 г . , 2,9 млн. т — выбросы при добыче полезных ископаемых, из них 2,6 млн. т принадлежат добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Чуть меньше выбросов поступило от производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 2,5 млн. т, что составило почти 24 % всех промышленных выбросов за данный период.

Степень негативного воздействия на окружающую среду в значительной мере зависит от типа источника энергии и используемых видов топлива. Несмотря на достижения в применении альтернативных источников энергии, зависимость от традиционных остается по-прежнему крайне высокой: 40 % — ТЭС (газ); 28 % — ТЭС (уголь); 21 % — ГЭС и ГАЭС; 11 % — АЭС. Сжигание углеводородного топлива оказывает наибольшее негативное техногенное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Основные причины этого: недостаточные экологическая безопасность технологических процессов и развитость природоохранной инфраструктуры (систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду), высокий моральный и физический износ основного оборудования. Анализ показателей воздействия на окружающую среду в динамике свидетельствует о слабом использовании и внедрении хозяйствующими субъектами природоохранного оборудования, технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду. Так, в целом по России по-прежнему крайне низко (около 25 %) улавливание жидких и газообразных веществ, составляющих 85 % общего объема выбросов (17,5 млн. т), тогда как улавливание твердых частиц колеблется от 66 до 84 % (использование воздухоочистительных фильтров).

Несмотря на то, что, начиная с 2002 г ., в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (увеличились по сравнению с 2000 г . в 3,5 раза и достигли в 2007 г . 76,9 млрд. руб.), количество выбросов загрязняющих веществ также продолжает расти. Только за I полугодие 2008 г . выбросы от производства и распределения электроэнергии и воды превысили показатели прошлого года на 14,9 %.

Одна из крупнейших экологических проблем ТЭК, особенно острая для традиционных нефтедобывающих регионов, — загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — «лидер» по образованию отходов (около 50 % всех образующихся в Российской Федерации отходов), рациональное применение которых по-прежнему вызывает серьезные трудности у их владельцев. Темпы утилизации отходов остаются низкими, планы их крупномасштабного использования не реализуются. Действующее законодательство Российской Федерации в сфере регулирования обращения с отходами не создает действенных стимулов для сокращения образования отходов путем внедрения малоотходных технологий, а также для максимальной переработки образуемых отходов.

Для решения указанных проблем Ростехнадзором направлены в Минприроды России предложения по совершенствованию правовых и организационных аспектов управления отходами, в том числе по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части симулирования ресурсосбережения и минимизации образования отходов, вторичного использования, переработки и вовлечения в хозяйственный оборот отходов, обладающих ресурсным потенциалом, а также формирования индустрии переработки отходов.

Важнейшая проблема ТЭК — обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и о-ва Сахалин, месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах, богатых биоресурсами, в том числе ценными видами рыб и другими объектами водного промысла. Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями. Для обеспечения экологической безопасности при реализации указанных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации проводится их государственная экологическая экспертиза. В частности, в 2008 г . Ростехнадзором организован и проведен ряд государственных экологических экспертиз объектов ТЭК, среди которых проекты: «Система магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта». Переход через Байдарацкую губу (3–4 нитки)» (ЗАО «Ямалгазинвест»), «Строительство газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи» (морской вариант) в рамках увеличения производительности». Находятся в работе: проект строительства морского газопровода «Nord Stream» (российский сектор)», технологические схемы разработки Юрхаровского нефтегазоносного месторождения ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз», Ленинградской АЭС.

Существенная экологическая проблема нефтедобывающей отрасли связана с выбросами в окружающую среду попутного нефтяного газа (ПНГ) и продуктов его сгорания. По самым минимальным оценкам, в России на нефтяных промыслах сжигается более 20 млрд. м3 ПНГ в год. Стимулирование его использования — одна из актуальных задач по снижению негативного воздействия ТЭК на окружающую среду. Анализ причин, приводящих к сжиганию значительного объема извлекаемого ПНГ на факельных установках, показал, что при существующей системе расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду данный способ утилизации ПНГ для компаний-недропользователей наименее затратный. Взимаемые с них платежи за негативное воздействие на окружающую среду несопоставимы с затратами на разработку и внедрение инвестиционных проектов, направленных на его рациональное использование и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Повлиять на сокращение выбросов продуктов сжигания ПНГ и добиться значимого улучшения качества атмосферного воздуха возможно, если применять экономические меры, стимулирующие компании к внедрению способов рационального использования ПНГ.

В соответствии с поручением правительства Ростехнадзор разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», направленного на экономическое стимулирование утилизации ПНГ путем поэтапного увеличения платы за негативное воздействие на окружающую среду при превышении допустимых объемов его сжигания. Указанный проект постановления, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и получивший положительное заключение Минюста России, представлен Ростехнадзором в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в мае 2008 г .

В рамках решения задачи стимулирования использования ПНГ Ростехнадзором сформирован реестр факельных систем по сжиганию ПНГ. В настоящее время Ростехнадзор несет ответственность за ежегодную актуализацию указанного реестра. Кроме того, Ростехнадзор проанализировал программы недропользователей, направленные на рациональное использование ПНГ. При условии соблюдения разработанных программ представляется возможным достичь к 2011 г . рационального использования 95 % добытого ПНГ. По данным Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Ростехнадзора, уже в настоящее время рациональное использование ПНГ возможно на 80 % объектов.

Выявлены главные причины, по которым нужного показателя нельзя добиться на отдельных месторождениях: территориальная удаленность от транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, а также высокое содержание азота и других компонентов в составе ПНГ, делающих его переработку экономически нецелесообразной.

На сегодняшний день сформированы программы мероприятий по обеспечению непрерывного инструментального контроля и учета объемов извлекаемого ПНГ, а также планы мероприятий по рациональному использованию ПНГ на 60 % объектов нефтегазодобычи.

Согласно плану работы по выполнению мероприятий, определенных протоколом заседания Правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу и воспроизводству, Ростехнадзор формирует реестр объектов сбора и перекачки нефти и газа. Эта работа будет завершена к апрелю 2009 г .

Энергетическая эффективность

Существенная эколого-экономическая проблема ТЭК и экономики России — высокая энергоемкость (в 2,3 раза выше, чем средняя в мире). Причины такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, кроются в сформировавшейся в течение длительного периода структуре промышленного производства и нарастающей технологической отсталости энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также в недооценке стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующей энергосбережение. Повышение энергетической эффективности предопределит долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на энергоемкий рост угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим повышением внутреннего спроса на энергоресурсы, обеспечить который, даже при достижении максимального технически реализуемого увеличения их производства, можно будет путем расширения импорта или (и) ограничения экспорта. Поэтому цель политики государства в данной сфере — жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей энергоресурсов мер, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и реализацию потенциала технологического энергосбережения. Около 45 % текущего объема потребления энергии — это потенциал энергосбережения в нашей стране. Причем наибольший эффект в краткосрочной перспективе может быть достигнут в самой электроэнергетике, прежде всего, за счет необходимой модернизации тепловых электростанций, снижения потерь в сетях, развития возобновляемых источников энергии.

Задача по снижению к 2020 г . энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с 2001 г . и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов поставлена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г . № 889 перед Правительством Российской Федерации поставлен ряд первоочередных задач, выполнение которых будет способствовать повышению эффективности использования энергии и экологической безопасности, в том числе:

- принятие мер по техническому регулированию, направленных на увеличение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

- обеспечение перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

- утверждение федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, которые стимулируют хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии, а также направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Ростехнадзором подготовлены и представлены в Минприроды России детальные предложения по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы нормирования и переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе по установлению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду в границах соответствующих территорий, а также допустимого воздействия на окружающую среду субъектов

хозяйственной деятельности с учетом показателей наилучших экологически безопасных и энергетически эффективных технологий), реформирование системы разрешительной деятельности (категоризация предприятий: крупные, средние, малые; введение для крупных предприятий комплексных разрешений, фиксирующих допустимые нормативы, установленные на основании показателей наилучших существующих технологий, а для средних и малых — переход на декларирование; ужесточение санкций за экологические правонарушения и преступления).

Направления развития ТЭК

В утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 г . обозначены основные задачи в сфере обеспечения экологической безопасности ТЭК, включающие:

внедрение экологически чистых, энерго- и ресурсосберегающих малоотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а также парниковых газов в окружающую среду, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;

ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы;

последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкцию природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, по очистке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

экономическое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращение практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет создания экономически выгодных условий для переработки и применения такого газа);

разработку программы минимизации экологического ущерба от деятельности гидроэлектростанций;

увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам, совершенствование нормативной базы качества нефтепродуктов и уровней выброса загрязняющих веществ.

Ростехнадзор в пределах установленной компетенции предпринимает все усилия для реализации указанных задач в целях обеспечения экологически безопасного и экономически эффективного динамичного развития ТЭК. 

safeprom.ru

Возврат к списку